Hi, How Can We Help You?

Blog

June 6, 2021

Школьное образование в Австралии

Образование в Австралии входит в зону ответственности штатов и территорий. Федеральное правительство обеспечивает финансирование и общее руководство, но не участвует в создании учебных планов.
Система школьного обучения имеет три уровня:

  • начальное образование (1-6/7 классы)
  • среднее образование (6/7-10 классы)
  • высшее среднее образование (11-12 классы)

Все школы Австралии можно разделить на государственные, независимые и частные, причём 70% учеников посещают государственные. Обучение в государственных школах бесплатное для граждан и постоянных резидентов. Среди частных школ встречаются принадлежащие церкви (католические, лютеранские и др.). Существуют школы-пансионы, принимающие детей из-за рубежа, причём для поступление в лучшие из них необходимо выдержать экзамены.

Встречаются школы раздельного обучения мальчиков и девочек. Некоторое распространение имеют и специализированные школы (selective school), зачисление в них производится на основе вступительных испытаний. Некоторые школы организуют на своей базе классы, обучающиеся по программе повышенной сложности.
Возраст поступления в школу несколько варьирует в разных штатах и территориях Австралии. Как правило дети приходят в школу в 5 лет, но не младше 4,5. Одарённым детям может быть сделано исключение. Кроме того, одаренные студенты могут “перепрыгнуть” предмет или год. Обучение рассчитано на 12 классов, и большинство студентов покидают школьные стены в возрасте 17 лет.

Подавляющее большинство учебных заведений имеют специфическую школьную форму.

Школьное образование построено по типу английского, считающегося одним из лучших в мире. Помимо академических предметов (английский язык, математика, история, география, биология, химия, физика, иностранные языки), предполагается изучение искусств (рисование, музыка, театр) и ремёсел (кулинария, швейное, столярное  дело и т.п.). Большое внимание уделяется физической культуре и спорту. Предметы общественного цикла (история, обществознание, география) в начальной и средней школе часто объединены в предмет SOSE (Studies of society and environment). Естественнонаучные предметы (биология, физика, химия) объединяют в “науку” (Science). Основная масса предметов обязательна. Среди дополнительных предметов допустим индивидуальный выбор. В старших классах углублённо изучаются несколько предметов, предпочтительных для последующего высшего или средне-специального образования (экономика, информатика, физика и т.п.). Студенты 11-12 классов также могут рассчитывать на доступ к программе ученичества и стажировок, обеспечивающей получение признанной профессии и выходу на частично оплачиваемую работу.

Промежуточная оценка успеваемости проводится с помощью письменных тестов, сочинений и устных докладов, по результатам которых  выводится средний балл. По окончании каждого периода обучения сдаются экзамены. В итоговом рейтинге, выраженном в баллах от 1 до 100, учитываются как результаты экзаменов, так и средний балл за время обучения. Некоторые высшие учебные заведения ежегодно объявляют минимальное значение рейтинга, необходимое  для поступления на их факультеты.

Родители могут ознакомиться с оценкой учебной деятельности их ребёнка как через получение  письменных отчётов по почте (дважды в год), так и на индивидуальных встречах с учителем. Общая информация о школе, проценте успешно окончивших её учеников, программах обучения и дополнительных мероприятиях публикуется на школьных сайтах.
Окончившие школу студенты получают Senior Secondary Certificates of Education (SSCE) и Certificate I-IV в соответствии с полученной специальностью.

Учебный год продолжается обычно с конца января до середины декабря и разделён на два семестра или четыре терма. Обучение прерывается на Пасхальные (2 недели в апреле), зимние (2 недели в июле) весенние (2 недели в сентябре) и летние (декабрь-январь) каникулы. Студентам 5-7 классов, нуждающимся в дополнительном обучении, предлагается летняя школа. Широкое распространение получили школьные лагеря и другие выездные мероприятия, целью которых является расширение опыта студентов.

С 1 по 7 класс ученики обычно работают с одним-двумя учителями в своей постоянной группе. Специальные преподаватели привлекаются для проведения таких дисциплин, как музыка и спорт.

Ученики 8-10 классов получают возможность частично выбрать специализацию, что разделяет учеников на группы в соответствии с предметами и расширяет круг преподавателей-специалистов.

В 11-12 классах разделение происходит не только по предметам, но и по уровню сложности обучения. Это помогает ученикам найти собственный, уникальный путь развития и повышает результативность образования.

Департаменты образования штатов, принимая во внимание необходимость для студентов иметь сбалансированный образ жизни, оставляют достаточное количество времени для семьи, отдыха, культурной деятельности. В подготовительных классах домашние задания, как правило, не предполагаются. В 1, 2 и 3 классах самостоятельная работа вне школы может быть, но, обычно, не более одного часа в неделю. В 4 и 5, обычно, не более двух-трех часов в неделю. В 6-7 не более 3-4 часов в неделю, а в 8-9 не более 4-5. В старших классах объём домашней работы зависит от индивидуального плана обучения.

Одним из способов, помогающих добиться качественного обучения, является создание в школах атмосферы взаимного уважения и терпимости. Программы, позволяющие разрешить проблемы дискриминации, преследования и запугивания широко распространены и внедряются разнообразными способами, от демонстрации учебных фильмов и спектаклей  до обсуждения  и пропаганды взаимопомощи. Нарушение кодекса поведения в школе приводит к серьёзным последствиям, вплоть до временного или постоянного (в особых случаях) исключения студента. Все эти меры обеспечивают достаточно мирную и дружелюбную атмосферу, в т.ч. и по отношению к детям-иммигрантам.

Также внимание уделяется  правильному питанию, основам здорового образа жизни, увеличению физической активности и религиозному воспитанию (по выбору родителей). В целом, австралийские школы активно используют в своей работе информационные технологии, что позволяет избежать бумажной работы и оптимизировать процессы обучения. Организация школьного пространства приближает учащихся к здоровому образу жизни, позволяет много времени проводить на свежем воздухе, избегая при этом вредоносного воздействия ультрафиолетовых лучей, что немаловажно при особенностях австралийского климата.